Федеральная антимонопольная службы - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласованию применения закрытых способов определения поставщиков.
Действия сотрудников антимонопольной службы напоминают работу налоговиков. Инспекция хозяйствующий субъект проводится в виде проверок, которые могут быть:
- плановыми;
- внеплановыми;
- выездными;
- документальными.
Указанный выше вариант с жалобой инициирует внеплановую проверку. Для этого в обращении должны указываться данные о нарушении антимонопольного законодательства, а также нарушенные права заявителя. Один раз в три года проводится плановая проверка сотрудниками ФАС.
Предприниматель при любом виде проверки может:
1. Потребовать информировать его о ходе проверочных мероприятий;
2. Присутствовать при инспекции, разъяснять возникающие у сотрудников ФАС вопрос относительно деятельности предприятия;
3. Вносить замечания в составленный акт, отображать собственное видение ситуации, возможных нарушений со стороны проверяющих;
4. Опротестовывать действия сотрудников ФАС в досудебном и судебном порядке.
По результатам проверки составляется акт независимо от того, были нарушения или нет. В первом случае сотрудник антимонопольный орган может направить предписание, в которых указывается срок для устранения выявлений нарушений. Кроме того, такой акт – это основание для возбуждения дела. Оно рассматривается специально созданной комиссией в течение трех месяцев, по результатам чего выносится решение.
Субъектам хозяйствования необходимо учитывать, что решения могут повлечь серьезные последствия, а именно:
1. Выдается предписание с требованием устранить выявленные нарушения, что нередко сопровождается серьезными финансовыми потерями;
2. Накладывается штраф, размер которого может исчисляться миллионами рублей;
3. Нарушителя могут обязать компенсировать убытки другим участникам рыночных отношений.
Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.
Нередко обжалование решений антимонопольной службы – это единственный способ предупредить серьезные финансовые потери, банкротство или ликвидацию предприятия. В таких случаях необходима помощь квалифицированных, узконаправленных специалистов. Получить ее можно, заказав услуги арбитражного адвоката.
Последствия решений антимонопольной службы могут быть серьезными: организации, которая будет признана нарушившей антимонопольное законодательство выдадут предписание об устранении выявленного нарушения, которое она обязана будет исполнить; антимонопольным органом будет наложен штраф, который может исчисляться миллионами рублей; к организации, которая будет признана нарушившей антимонопольное законодательство могут быть предъявлены убытки другими участниками рынка где было нарушение.
Подать жалобу можно и самостоятельно, тем более, что субъекты хозяйствования имеют штатных юристов или находятся на аутсорсинге профильных компаний. Но есть некоторые особенности, а именно:
1. Споры с ФАС рассматриваются в арбитражных судах;
2. Они характеризуются высоким уровнем профессиональной подготовки всех участников процесса, включая судей, неграмотные действия юриста, который впервые сталкивается с арбитражными спорами резко понижают шансы на выигрыш;
3. Наибольшая роль отведена документальным доказательствам, показания свидетелей имеют косвенное значение;
4. Антимонопольные споры требуют глубоких знаний и навыков на стыке экономики и юриспруденции.
Поэтому юристы, арбитраж для которых не является профильным направлением, и которые задействованы для найма и увольнения персонала, заключения типовых сделок, в других рутинных и несложных вопросах, в арбитражных судах малоэффективны. Есть исключения, но они лишь подтверждают правило, что юридические услуги арбитражного адвоката в этом случае являются необходимостью.
Решения Федеральной антимонопольной службы носят оценочный характер и зачастую спорны, как с точки зрения процессуальных моментов, так и с точки зрения применения права.
Большое значение имеет выбор правильной правовой позиции, которая будет основываться на нормах законодательства, всех фактических обстоятельствах, а также на судебной практике.
Игнорирование этих рекомендаций, попытки обойтись в спорах с антимонопольным органом собственными силами порою приводит к тому, что предприятие пополняет список субъектов, которые выплатили штрафы в бюджет и компенсации другим участникам.
Привлечение арбитражного адвоката, специализирующегося на спорах с ФАС, позволяет предупредить негативные последствия не только в досудебном порядке, но и на стадии проверки с участием юридической компании.
Поэтому, столкнувшись с проверкой сотрудников ФАС, предпринимателю рекомендуется обратиться за помощью к специалисту по антимонопольным спорам. Коллегия адвокатов считает, что такой подход сэкономит средства на длительные и дорогостоящие разбирательства.